Инструкция по оказанию помощи инвалидам и иным маломобильным гражданам при предоставлении им медицинских услуг при личном обращении в ГБУЗ КО «ОКТБ»

1. Настоящая Инструкция по оказанию помощи инвалидам

и иным маломобильным гражданам при предоставлении им медицинских услуг при личном обращении в ГБУЗ КО «ОКТБ» (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом министерства здравоохранения РФ от 12.11.2015 г. № 802н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи».


2. Приказом ГБУЗ КО «ОКТБ» определяются ответственные лицв за организацию оказания помощи инвалидам и иным маломобильным гражданам при предоставлении им медицинских услуг при личном обращении в ГБУЗ КО «ОКТБ».

3. В настоящей Инструкции используются следующие понятия и
определения: Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и
вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Маломобильные граждане — лица, не имеющие инвалидности со сниженной мобильностью (лица пенсионного возраста, лица с детьми дошкольного возраста, беременные женщины, лица использующие при движении дополнительные опоры (костыли, трости).

4. В целях обеспечения беспрепятственного доступа в ГБУЗ КО «ОКТБ» инвалидов и иных маломобильных граждан обеспечивается оказание помощи по высадке из транспортного средства (посадке в него) и сопровождению пациента в медицинскую организацию.

При входе в ГБУЗ КО «ОКТБ» инвалида или иного маломобильного гражданина, уточняется его потребность в получении помощи. При получении согласия на такую помощь, уточняется способ ее предоставления и обеспечивается сопровождение пациента в ГБУЗ КО «ОКТБ».

5. При сопровождении инвалида или иного маломобильного гражданина, лично обратившегося в ГБУЗ КО «ОКТБ», к месту организации приема граждан, получения медицинской консультации, подачи обращения (жалобы), обеспечивается соблюдение правил этики общения с инвалидами маломобильными гражданами, в том числе:

5.1. Для гражданина с нарушением слуха:

  • необходимо предложить помощь по сопровождению
  • при получении согласия на такую помощь гражданину предлагается выбрать способ ее оказания (речевые или письменные сообщения)
  • слова сопровождаются доступными, понятными жестами
  • гражданину предлагается следовать за собой, приглашающим жестом ладонью указывается место, куда гражданин может присесть.

5.2. Для гражданина с нарушением зрения:

  • необходимо предложить гражданину помощь по сопровождению
  • при получении согласия на такую помощь гражданину предлагается выбрать способ ее предоставления (поддержка за локоть/руку или речевые сообщения), уточняется с какой стороны удобно оказывать поддержку (обычно это свободная от трости сторона)
  • при спуске или подъеме по ступенькам необходимо вести гражданина перпендикулярно к ним и обязательно показать перила
  • проходя двери или узкие проходы, всегда идти впереди, рукой направляя гражданина так, чтобы он шел следом за медицинским работником

5.3. Для гражданина, испытывающего трудности при передвижении:

  • прием (консультирование) по возможности осуществлять в кабинетах, расположенных на первом этаже здания либо на других этажах с возможностью использования лифта для перемещения такого гражданина
  • необходимо предложить помощь по сопровождению
  • при получении согласия на такую помощь медицинский работник сопровождает гражданина до места назначения.

5.4. Для гражданина с нарушениями интеллекта:

  • необходимо предложить следовать за собой, открывая перед гражданином дверь и предлагая занять место посетителя в кабинете.

6. Должностным лицом ГБУЗ КО «ОКТБ», оказывающим или участвующим B оказании медицинской помощи (консультативный прием, проведение диагностики, взятие биологического материала, прием обращений граждан), обеспечивается соблюдение правил этики общения с инвалидами и маломобильными гражданами, в том числе:

6.1. Для гражданина с нарушением слуха:

  • для привлечения внимания необходимо назвать гражданина по имени и отчеству, в случае отсутствия реакции слегка прикоснуться к его руке или привлечь внимание жестом руки.

6.2. Для гражданина с нарушением зрения:

  • необходимо представиться
  • если специалист, осуществляющий прием (консультативный прием, проведение диагностики, взятие биологического материала, прием обращений граждан), перемещается по кабинету или покидает его, то его действия необходимо сопровождать комментариями
  • если в ходе приема возникла необходимость присутствия других специалистов, необходимо представить их, дав им возможность выразить голосом свое присутствие
  • при общении с гражданином необходимо избегать излишней жестикуляции, должно быть обеспечено отсутствие шумовых явлений в кабинете (отключается или максимально снижается громкость сигналов телефонов, находящихся в кабинете) 

6.3. Для гражданина, испытывающего затруднения в речи:

  • при общении не следует торопить и перебивать говорящего, рекомендуется использовать вопросы, требующие коротких ответов, при беседе поддерживать визуальный контакт
  • при возникновении трудностей в общении предлагается вести диалог в
    письменном виде.

6.4. Для гражданина с интеллектуальными нарушениями:

  • в общении необходимо использовать конкретные формулировки, изложенные доступным и понятным языком
  • речь должна быть спокойной, без колебаний тембра и скорости изложения информации
  • при возможности устная информация должна сопровождаться иллюстративными или письменными материалами.

7. По завершении личного приема (консультативный прием, проведение диагностики, взятие биологического материала, прием обращений граждан) медицинский работник предлагает гражданину помощь по сопровождению. При получении согласия на такую помощь медицинский работник сопровождает инвалида или иного маломобильного гражданина до выхода из здания, оказывает помощь при посадке в транспортное средство.